Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 17 1 категории
администрации городского округа
закрытого административно-территориального образования п. Горный
СОГЛАСОВАНО Председатель общего собрания трудового коллектива МДОУ центр развития ребёнка – д/с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО п. Горный «_____» ___________ 20______г. ______________ Т.А. Иванова |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ центр развития ребёнка – д\с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО п. Горный «_____» ___________ 20______г. ______________ И.А. Федечкина |
Должностная инструкция учителя-логопеда
п. Горный
- Общие положения
- Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”», письма Минобразования России от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах – психологах учреждений образования».
1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему, заместителю заведующего по ВМР, старшему воспитателю и руководителю психолого-педагогической службы (если таковая имеется). Рабочая неделя составляет 20 часов.
1.4. В своей деятельности руководствуется:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законодательными актами РФ и Забайкальского края;
- Типовым положением о дошкольной образовательной организации;
- Конвенцией о правах ребенка и инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
- Правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
- положением о работе учителя-логопеда в детском саду,
- Уставом и локальными актами ДОУ;
- Настоящей должностной инструкцией;
- Трудовым договором, Договором с родителями.
1.5. Учитель-логопед должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ и Забайкальского края;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие дошкольную образовательную деятельность;
- Конвенцию ООН о правах ребенка; основы дошкольной педагогики, логопедии, психологи физиологии и гигиены, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- нормативные и методические документы по вопросу профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии; новейшие достижения дефектологии и коррекционной педагогики;
- современные педагогические технологии продуктивного дифференцированного, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации, установления контакт с воспитанниками, родителями и специалистами ДОУ;
- технологии диагностики;
- специфику развития интересов и потребностей воспитанников,
- методы и приемы предупреждения исправления отклонений в речевом развитии детей;
- методики обследования речи ребенка;
- основы работы с ПК (текстовые редакторы, таблицы), мультимедийным оборудованием, электронной почтой, браузерами;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- инструкцию по охране жизни и здоровья детей, санитарно-эпидемиологические требования к организации образов тельного процесса.
- Требования к квалификации
- Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование в области логопедии или дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
- Учитель-логопед должен обладать основными компетенциями
- в выявлении особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и планировании коррекционных мероприятий;
- в использовании специальных методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками ДОУ;
- в овладении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в проведении коррекционных мероприятий.
- Первая квалификационная категория может быть установлена учителю-логопеду , который:
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, транслируя свой опыт на окружном и городском уровне;
- имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Учитель-логопед может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года мосле установления первой квалификационной категории.
- Высшая квалификационная категория может быть установлена учителю-логопеду, который:
- имеют установленную первую квалификационную категорию;
- владеют современными образовательными технология и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
- Должностные обязанности
Учитель-логопед обязан:
3.1. Осуществлять:
- индивидуально-ориентированную коррекционную помощь детям с речевыми нарушениями с учетом особенностей: психофизического развития и их индивидуальных возможностей;
- работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления внимания и др.);
- разработку планов мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других: специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);
- обследование речи детей определяя структуру и степень выраженности имеющихся у них нарушений в развитии;
- комплектование подгрупп для занятий согласованного и утверждённого заведующим ДОУ , с учетом возраста и диагноза;
- педагогически обоснованный выбор форм, приемов, средств, методов обучения и коррекции в рамках новых требований об образовании;
- динамическое наблюдение за детьми (выпускниками), прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов, учителями-логопедами школ.
3.2. Проводить подгрупповые и индивидуальные занятия по исследованию отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.3. Работать в тесном контакте с воспитателями, другими педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников.
3.4. Консультировать педагогических работников и родителей (законных представителей) но применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с речевыми нарушениями.
3.5. Владеть современными образовательными технологиями и методиками коррекционной педагогики и эффективно применять их в профессиональной деятельности.
3.6. Вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
3.7. Иметь стабильные результаты освоения воспитанниками коррекционных программ и показатели динамики их достижений.
3.8. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей.
- Вести в установленном порядке документацию в соответствии номенклатурой дел, утвержденной Приказом по организации, своевременно представлять необходимые данные.
- Принимать участие:
- в мониторинговой процедуре:
- в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
- в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения программы (образовательная область «Речевое развитие»), динамики формирования интегративных качеств;
- работе педагогических советов, методических объединений в своей образовательной организации, округе, городе;
- работе по проведению родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом ДОУ;
- проектировании развивающей среды логопункта и групп своих воспитанников;
— интеграционном взаимодействии с воспитателями и другими специалистами.
- Осваивать дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышение квалификации (в объеме не менее 144 часов) не реже чем каждые 3 года.
- Обеспечивать:
- безопасность жизнедеятельности и здоровья воспитанников и соблюдение требований СанПиН во время проведения коррекционно-развивающей деятельности;
уровень подготовки воспитанников, соответствующий новым требованиям об образовании;
- по мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими;
- соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности
- Права
- Учитель-логопед имеет права, предусмотренные ТК РФ. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации». Уставом и другими локальными актами организации.
- Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:
- принимать участие в разработке образовательной программы годового плана организации;
- устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
- вносить предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса;
- представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности;
- знакомиться с проектами решений заведующего дошкольной организации, касающимися его деятельности;
- требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
- участвовать в работе органов самоуправления.
4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).
- Ответственность
- Учитель-логопед несет персональную ответственность:
- за жизнь и здоровье воспитанников во время проведения коррекционно-развивающих занятий;
- за нарушение прав и свобод воспитанников, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами организации;
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
- В случае нарушения Устава организации, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего учитель-логопед подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
- За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, учитель-логопед может быть уволен по ст. 336 ТК РФ.
С инструкцией ознакомлен:
_______________ / _____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«______» ____________________ 20 ___ г.